Журналистика работа на грани риска


Недавний прецедент в журналистской среде Кавминвод обострил давно существующую проблему.

14 марта неизвестный поджег автомобиль Александра Емцова, главного редактора газеты «Ставропольские губернские ведомости». К счастью, владелец автомашины не пострадал.

Преступление произошло в тот момент, когда Александр Емцов припарковал машину на улице??Орджоникидзе. Вернувшись через несколько минут к автомобилю, он увидел, что его внедорожник Nissan X-Trail объят огнем. По факту возбуждено уголовное дело: видеокамера зафиксировала, как человек с бутылкой в руках подошел к автомашине редактора и положил «снаряд» на дворники, затем отошел на несколько метров, вернулся и бросил спичку на авто.

А. Емцов известен как автор многих острых журналистских расследований, в которых часто фигурируют деятели верхнего эшелона политической и финансовой сферы региона. В этой связи в его адрес неоднократно поступали угрозы. Пока он не знает, кто стоит за данным конкретным поджогом. Не исключено, «что противоправное действие может быть связано с его профессиональной деятельностью», как считает председатель Союза журналистов Ставрополья Василий Балдицын.

Главное, что угрожают представителям СМИ не впервые. Уж очень не нравится «сильным мира сего», зачастую диктующим правила нечестной игры целым городам и регионам, когда в средствах массовой информации говорят о нарушениях ими законности. В действительности выдвинуть серьезное обвинение – как итог кропотливого журналистского расследования – против высоких чиновников отваживается далеко не каждый журналист. В том-то и суть: высокий профессионализм представителя СМИ заключается в умении не быть голословным, опираться только на проверенные факты и данные правоохранительных органов, аргументировано и этично вести цепочку логических умозаключений, грамотно сделать выводы. Вместе с тем, журналист – это призвание и настоящий дар. Ведь данная профессия обязывает быть компетентным в вопросах политики, экономики, культуры, других важных сферах жизни. Все современное российское журналистское сообщество ориентируется на общепринятые мировые принципы журналистики: принцип честной игры, принцип непредвзятости, концепцию беспристрастности, уважение частной жизни. Журналист – это и огромная ответственность перед всей общественностью, на суд которой выносится любой продукт средств массовой информации. И каждый, кто решает по-настоящему посвятить себя этой профессии, хорошо понимает, что это еще и серьезный риск – стать жертвой нападок и угроз, а зачастую и физической расправы со стороны тех, кому не по нраву возможность разоблачения.

Вызывает опасения и ситуация на Кавминводах, имеют место случаи нападок и угроз в адрес журналистов. Так, в 2011 году учредитель газеты «Ставропольский репортер» Мария Коробко не могла получить в типографии «Южный регион» отпечатанную газету, в которой находилась публикация с заголовком «Льва в клетку 2» и являлась продолжением журналистского расследования в отношении мэра Пятигорска Льва Травнева. В ней говорилось о том, что мэр города несколько месяцев находился в СИЗО под следствием за вымогательство (ст. 148 УК). Как рассказывала Мария Коробко, у типографии ей встретился начальник информационно-аналитического отдела администрации Пятигорска Алексей Рогачев, а из цеха весь тираж газеты хотели вывезти в машине, где на пассажирском сидении находился первый заместитель мэра Пятигорска Сергей Перцев. Когда хозяйка газеты решила воспрепятствовать проезду автомобиля, ее начал толкать неизвестный мужчина, чтобы она не мешала. Женщина, несмотря на это, продолжала отстаивать свое намерение остановить беззаконие. Даже, по ее словам, ложилась на асфальт перед машиной. Пришлось вызывать милицию, тогда «герои» ретировались.

Не обошлось без рукоприкладства и в 2013 году, когда была избита сотрудница минераловодской газеты «Время СК», в связи с чем главный редактор газеты Илья Илиади сделал публичное заявление и выразил свое мнение по поводу случившегося. Журналисты издания всегда смело выражали свое мнение, не боялись говорить о самых актуальных проблемах региона, но такая позиция не всегда находила понимание со стороны местной власти. Против издания неоднократно возбуждались судебные дела, но коллектив, как заверил И. Илиади, не переставал бороться с несправедливостью. Случаи угроз бывали и в адрес главного редактора газеты «Бизнес КМВ». Особенно это практиковалось в период предвыборных кампаний, когда руководителя «предупреждали по-хорошему» представители одной из партий. Не гнушаются угрозами и запугиваниями главы некоторых городов Кавминвод. Несколько месяцев назад редакцией нашей газеты на страницах еженедельника была проанализирована информация, отчетные данные которой опубликованы на официальном сайте краевого правительства, но почему-то эта статья не устроила чиновника. По телефону он начал угрожать, не стесняясь в выражениях. Как правило, такие приемы используют конфиденциально, ведь так удобнее запугивать работников СМИ.

Но есть официально подтвержденные факты, а это вещь упрямая. Проворовавшиеся, нерадивые чиновники и управленцы не хотят позора, но, судя по всему, и работать по-другому не собираются. Журналистику всегда называли «четвертой властью», так как она формирует общественное мнение, влияет на точку зрения горожан, а значит, способна менять ход событий. Умение уличать, но не обвинять – вот та золотая грань профессии, которая позволяет журналистам поднимать самые животрепещущие проблемы, в том числе благодаря официальной информации правоохранительных органов. Целью журналистики можно считать исследование жизни и поиск истины, который во все времена был занятием небезопасным.

Все чаще в критических публикациях мелькают фамилии высокопоставленных чиновников, глав городов, депутатов. После прецедента с Александром Емцовым врио губернатора Ставрополья Владимир Владимиров потребовал: «Не всем может нравиться точка зрения журналиста, но поджог машины – это не способ выяснения отношений. У нас не девяностые годы на дворе. Такого на Ставрополье не будет. Этот случай должен быть оперативно расследован».

Комитет защиты журналистов называет Россию третьей по опасности для журналистов страной в мире. По показателям последних двадцати лет, нашу страну опережают только Алжир и Ирак. Официальный хронологический список журналистов и работников газетных редакций, которые стали жертвами убийств, военных действий, перестрелки и терактов в России с 1993 по 2009 год включает 365 человек. Не стоит забывать о том, что статистика учитывает лишь факт убийства, а не факт запугивания и угроз. В конце 1990-х годов Россия присоединилась к «Большой семерке», но продолжающиеся убийства журналистов указывали на подавление свобод СМИ. Принятие России в Совет Европы и ратификация Россией Конвенции об основных свободах и человеческих правах позволили потерпевшим обращаться в Европейский Суд по правам человека как к последней инстанции. Были предприняты попытки рассмотреть в Страсбурге оправдание в 2004 году предполагаемых убийц Дмитрия Холодова. До сих пор лишь однажды Суд выдал постановление о недостатках в работе Российской судебной системы в отношении смертей журналистов. В 2005 году было вынесено определение, что гибель в Чечне в 1999 году операторов Рамзана Межидова и Шамиля Гигаева и вместе с ними более тридцати других гражданских лиц не были должным образом расследованы. За последние годы возросло число судебных процессов по расследованию убийств журналистов, но кардинально это ситуацию не изменило. Процесс по делу убийства Политковской (октябрь 2008 – февраль 2009 года) и задержания причастных к расстрелу Бабуровой и Маркелова (ноябрь 2009) отражают некоторые неубедительные признаки движения. В 2009 году в Госдуму был предложен на рассмотрение вопрос о внесении поправок в закон о СМИ, наделяющих журналистов неприкосновенностью, аналогичной депутатской. Данная инициатива могла бы хоть как-то обезопасить представителей средств массовой информации с точки зрения законодательства, раз уж журналистам отводят 4 место в списке властных структур. Но если безопасность представителей законодательной, исполнительной и судебной власти охраняет закон, то почему же в отношении безопасности журналистов такой закон до сих пор не принят?

Нина БЕЛОВА