Архитектурная история


К 240-летию основания Ставрополя и 80-летию образования краевого отделения «Союза архитекторов» в музее изобразительных искусств открылась выставка «Архитектурная история Ставрополя».

В этой юбилейной экспозиции приняли участие 26 архитекторов, предоставивших свои макеты, чертежи, проекты, в которых можно увидеть, как изменился город за последние десятилетия, и каким он будет в ближайшем будущем. Не случайно именно разделы, посвященные настоящему и будущему, были самыми насыщенными. Открывая выставку, директор музея изоискусств Зоя Белая отметила, что история архитектуры Ставрополя—это, по сути, летопись города в камне. Искусствовед Ольга Бендюк, которая является куратором выставки, рассказала, что архитектура краевого центра хорошо изучена, специалисты досконально знают кто, когда, для чего возводил здания в течение двух столетий. Сохранившиеся особняки состоятельных людей, как и дома простых горожан, свидетельствуют о вкусах, понимании красоты, функциональности, о том, что создатели не оставались в стороне от модных архитектурных стилей и жанров, при этом ценили удобства, надежность построек.

Исторический центр может служить наглядным руководством к путешествию во времени, ведь Ставрополь к началу XX века был самобытным и современным городом. Местные купцы не скупились и щедро спонсировали самые смелые задумки архитекторов. Доминирующим были модерн и эклектика конца XIX и начала XX веков. Тому свидетельством стала построенная в 1899 году усадьба одного из известнейших зодчих того времени—Григория Кускова, или дом, построенный им же для купца Адриана Торбина в 1904 году. Их легко узнать по обилию характерных архитектурных элементов: кругов, колонн, солярных символов. Один из хорошо сохранившихся особняков находится на проспекте Октябрьской революции, в нем находился музыкально-мебельный магазин купца Людвига Траубе, а в недавнем советском прошлом—кинотеатр «Орленок». Сохранился и бывший торговый дом Владимира Штейнгеля начала XX века, и магазин «Пассаж» купцов братьев Меснянкиных. Когда-то здесь был кинотеатр, а торговля процветала всегда.

С 1917 года и примерно до начала 30-х годов Ставрополью было не до архитектуры и строительства, времена были не те. Хотя некоторое количество зданий в стиле конструктивизма сохранились. А потом появился советский стиль, который еще называют сталинским ампиром и неоклассицизмом. В этой стилистике строили до войны жилые дома, кинотеатр «Родина» (не сохранился). В 1940-е годы город сильно пострадал, поэтому сразу после освобождения от немцев в 1944 году в Ставрополь из Москвы были направлены московские архитекторы, которые вместе с местными специалистами стали заниматься реконструкций и восстановлением исторической части, разрабатывали первый советский генеральный план развития города. Крайпроект в 1946 году возглавил И. Ушаков, потом—А. Арцтатбанян, а главным архитектором города на 10 лет стал Б. Будкевич (с 1949 по 1959 годы). Именно в этот период формируется архитектурный ансамбль будущей площади Ленина, краевая библиотека, Дом Советов (ныне—Дом правительства), стадион, драмтеатр с прилегающим сквером. Эти здания связаны с именами архитекторов супругов Лысяковых, приехавших в Ставрополь в 1945 году. Позже, в 1951 году, А. Г. Лысяков возглавил краевое отделение Союза архитекторов. Историческая часть города застраивается зданиями в стиле неоклассицизма, в этом стиле построены рестораны «Горка» на Крепостной горе, «Колос» в Центральном парке, гостиница «Ставрополь» (сегодняшний «Интурист»). В 1969 году в архитектуре был взят курс на индустриализацию и типизацию, в результате появились типовые проекты, безликие панельные пяти- и девятиэтажки, неотличимые друг от друга.

В то же время шел бурный рост промышленного строительства—предприятий химической, легкой, пищевой, перерабатывающей промышленности, машиностроения. В 1970-х годах впервые постановлением Совмина СССР был определен реестр исторических городов и поселений, для Ставрополя был создан «Проект охранных зон и зон регулирования застройки памятников архитектуры и истории», куда вошел весь губернский центр Ставрополя от улицы Льва Толстого до улицы Голенева. К сожалению, в 2010 году Ставрополь решением Министерства культуры РФ по каким-то причинам был исключен из реестра «Исторических городов России». Возможно, с этим напрямую связано то, как теперь застраивается центр и сносят исторические памятники архитектуры.

В 2016 году ставропольские архитекторы представили новый проект Генерального плана развития города до 2030 года. И, как сказал один из гостей на презентации выставки, «идея города»—явление тонкое, особенно, когда он возникает из военного поселения, крепости. Порой с исчезновением функции исчезает и смысл существования. Тем не менее, в ХIХ‑ХХ веках Ставрополь сумел найти свою «идею». В начале ХIХ века роль города была военно-административная, в середине века—духовная, потом—торгово-административная. И Ставрополь развивался, жил, более того, он стал центром всего региона на долгие десятилетия. В ХХ веке город стал региональной столицей края, культурным центром. На каждом этапе истории характер города меняется, а «идея» зримо раскрывается в кварталах и новых застройках улиц.

Не случайно председатель регионального отделения «Союза художников» Сергей Паршин высказал мысль, что идеальных городов в мире не существует. Он поднял важную тему «архитектор и власть», подчеркнув, что часто власть влияет на решение архитекторов и, следовательно, на облик города. Поэтому так важно, чтобы чиновники прислушивались к мнению зодчих и находили консенсус по спорным вопросам. Многое могли бы раскрыть обществу мемуары главных архитекторов города и края, в которых были бы описаны и сотрудничество с властью, и противостояние ее давлению. Но, видимо, не пришло это время, недаром кто-то бросил шутливую реплику: такие мемуары возможны пока только «с Колымы».

С. Паршин напомнил, что живопись и архитектура взаимосвязаны, художники всегда старались запечатлеть на своих картинах и современный вид, и уходящую натуру, тем самым сохраняя историческую память города. Ведь на самом деле многие здания теперь можно увидеть только на полотнах живописцев. Кстати, при реконструкции или восстановлении храмов очень пригодились рисунки и гравюры старых мастеров, как в случае с Казанским собором…

Нынешнее поколение архитекторов вносит свой вклад в архитектурный облик города. Лучшие их произведения, украсившие улицы Ставрополя, представлены на суд зрителей в разделе «Настоящее». А в разделе «Будущее» посетители смогут ознакомиться с еще нереализованными или находящимися в стадии строительства объектами, так как их представляют ставропольские зодчие. Проект, компьютерная визуализация—это идея архитектора в чистом виде, еще не упрощенная и не измененная строителями в процессе реализации.

Остается добавить, что экспозиция продлится до 30 ноября этого года. На весь ноябрь запланированы встречи с ведущими архитекторами города и края, круглые столы, посвященные проблемам современного градостроительства и сохранению исторического наследия, а также презентация юбилейного издания, архитектурный кинолекторий и лекторий «Древние города Ставрополья», цикл архитектурных занятий для детей и школьников. Организатором экспозиции является Ставропольская региональная организация «Союз архитекторов России».

Ирина Морозова