​Ставропольским партизанам посвящается


Каждый год в январе Ставрополье отмечает день освобождения от немецко-фашистской оккупации. В нынешнем году этому событию исполнилось уже 74 года, и в честь даты в Ставропольском музее-заповеднике имени Г. Прозрителева проходят интерактивные экскурсии «Партизанское движение и подполье на Ставрополье в период оккупации».

Все дальше отступают страшные годы Великой Отечественной войны, все меньше живых свидетелей и участников тех событий, для многих молодых людей они стали историей. И в то время как в учебниках истории с 1990-х годов стали меньше страниц уделять битвам тех лет, а из программы по литературе изъяли «Молодую гвардию» Фадеева, понимание значения подвигов героев некоторыми стало подвергаться сомнению. Об этом свидетельствует разгоревшаяся недавно яростная дискуссия по поводу героев-панфиловцев и скандальное заявление одного либерального художника в Интернете о невменяемости партизанки Зои Космодемьянской. Вот почему так важно, чтобы молодежи рассказывали правду, чтобы они воспитывались на примерах подвигов защитников и понимали их важность для страны.

В каждом регионе есть свои герои. На Ставрополье их было немало. Задолго до того как немцы оккупировали край, с самого начала войны, здесь была развернута подготовка боевых резервов для действующей армии, в широких масштабах велось военное обучение населения. В Ставрополе, Георгиевске, Пятигорске готовили инструкторов военного всеобуча. Работали два аэроклуба, семь специальных школ, где готовили парашютистов, проводилась подготовка стрелков, радистов-операторов, телеграфистов и телефонистов, водителей автомашин. В городах и районных центрах в июне 1941 года началось формирование истребительных батальонов для борьбы с парашютными десантами противника, охраны военных объектов и поимки дезертиров. В 32 сельских районах организованы кавалерийские сотни и полусотни, являвшиеся самостоятельными истребительными группами. Именно эти истребительные батальоны стали впоследствии основой для партизанских отрядов. Немецкие войска вторглись в край 2 августа 1942 года и к концу месяца оккупировали всю его территорию. С первых же дней оккупации проводились массовые расстрелы мирного населения. За пять с половиной месяцев в крае погибло более 32 тысяч человек.

Ставропольцы объединились против захватчиков. План организации партизанского движения был утвержден постановлением бюро крайкома ВКП(б) 22 июля 1942 года. По этому плану создавались основные базы: Северная (Манычская), Северо-Восточная (Кизлярская), Южная (Георгиевская) и Западная (Преградненская). Предварительно намечалось организовать 40 отрядов с численностью более 2 тысяч человек. В итоге к августу 1942 года в 45 районах Ставрополья на основе истребительных батальонов сформировали 47 партизанских отрядов. Военные действия против врага партизаны начали в первых числах августа 1942 года. А 19 ноября 1942 года на заседании бюро крайкома партии уже подводили итоги трехмесячной партизанской борьбы с фашистами. Было принято решение оформить фактическое разделение Восточной сводной партизанской группы на две – Северную и Южную. В Северную группу входили отряды: Апанасенковский «Сергей», Благодарненский «Максим», Дмитриевский «Алексей», Ипатовский «Петр», Петровский «Гавриил», Михайловский «Клим». Командиром этой группы был назначен А. Н. Попов. Интересно, что партизанским отрядам давали имена, об этом мало кто теперь знает. Давали и символические названия, вроде «Мститель», который не давал покоя вражеским гарнизонам, выводил из строя их коммуникации и линии связи, участвовал в защите Главного Кавказского хребта. По примеру комсомольцев из Краснодона в селе Величаевском Левокумского района, в 15 км от линии фронта, действовала подпольная комсомольская организация под руководством Александра Скокова. Они вели среди жителей антифашистскую пропаганду, минировали дороги, передавали советскому командованию важные сведения, снабжали партизан теплой одеждой, оружием, боеприпасами, похищенными у противника. Их выдали немцам свои же сельчане, они погибли мученически. Погиб и Максим Железняк, возглавлявший группу пеших разведчиков из партизанского отряда «Петр», двинувшихся в поселок Бакрес. Его сдали немцам два казака, состоявших на службе в гестапо.

Потом за ужином они хвастались этим, хозяйка же дома Анна Никифоровна Радушева запомнила их рассказ: «Такого в книжках нет, и в сказках не найдешь, – говорил один Васька, – офицер командует до дому ехать, а казака Железняка не видно. Побежали двое гукать. А наш Железняк уже около грузовика. Офицер торопит. Казаки кинулись тех вернуть. Смотрят, к тем двум бежит из бурьяна чужой человек. Тут его казаки и сцапали. Он оказывается тоже Железняк»… Поймав, его жестоко избивали и пытали, чтобы выяснить, где находится база партизан. Но на последнем допросе ему удалось схватить лежавший на столе пистолет и убить немецкого офицера, проводившего дознание. Успел он убить и полицая-конвоира, но патроны кончились, вбежавшие фашисты схватили Максима, вытащили во двор и стали избивать металлическими прутьями. Его полуживого отвезли к речке Горькая Балка, где у берега и расстреляли. Долгое время могила неизвестного жителям села Ачикулак солдата находилась на берегу этой речки. Потом его перезахоронили в Братскую могилу. Только через 36 лет после его гибели поисковой экспедицией под руководством Анны Беляевой было установлено имя – Максим Железняк.

И таких героев было на Ставрополье немало. Вечная им память! 30 декабря 1942 года краевой штаб партизанского движения в Орджоникидзевском крае издал приказ «О действиях Северной и Кумской групп партизанских отрядов». К тому времени изменилась обстановка на фронтах. Вот что было написано в приказе командования: «Коренное изменение обстановки на фронте, созданное успешным наступлением частей Красной Армии, в первую очередь, в районе Среднего Дона, Сталинграда и Калмыкии, поставило в критическое положение немецкую группировку, проникшую в районы Северного Кавказа. Части Красной Армии, освободив Котельниково, Заветное, Яшкуль, Торговое, Ремонтное, продвигаются дальше на Ростов-на-Дону и вплотную подходят к северным районам нашего края. С юга части Красной Армии теснят противника с территории Северной Осетии и с территории Моздокского, Курского и Степновского районов. Немецкое командование, подготовляя бегство своих банд с Северного Кавказа, стремится усиленно перебрасывать на Север и Запад свою живую силу, военную технику, чтобы спасти ее от скорого неминуемого разгрома, стремится уводить из оккупированных ими районов население, угоняет скот, вывозит зерно и другое имущество. В этой обстановке партизанские отряды должны как никогда проявить себя беспощадными народными мстителями, смелыми, бесстрашными дезорганизаторами тыла противника, срывая все указанные мероприятия немецкого командования…». И партизаны эту задачу выполнили.

В январе 1943 года в ходе наступления Красной Армии партизанские отряды поддерживали продвижение войск. Благодаря взаимодействию партизан с населением удалось сохранить многие важные объекты, подготовленные оккупантами к уничтожению. Орденами и медалями «Партизану Отечественной войны» награждены более тысячи партизан-ставропольцев. А Ворошиловск (так раньше назывался Ставрополь) был освобожден в ночь на 21 января 1943 года воинами 347-й стрелковой дивизии. Глубокой ночью в город проник взвод под командованием старшего лейтенанта И. Булкина. На проспекте К. Маркса взвод вступил с эсэсовцами в бой, в котором Булкин был смертельно ранен. После войны одна из улиц в центре города была названа его именем. К концу января произошло освобождение всей территории края от немецко-фашистских захватчиков. Эти и другие славные страницы самоотверженной борьбы нашего народа с фашизмом нашли яркое отражение в интерактивных экскурсиях, подготовленных музейщиками.

Ирина Морозова