​Прокуратура потребовала от пятигорских чиновников провести работу над ошибками


Правовая экспертиза, проведенная прокуратурой Пятигорска в отношении нормативных правовых актов, разрабатываемых администрацией города, выявила несоответствия действующему законодательству, что в случае их утверждения может в дальнейшем повлечь нарушения законности.

Так, например, пятигорские чиновники разработали Административный регламент по предоставлению госуслуги для компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан. Проверкой были выявлены нарушения в пункте 2. 6. 1 проекта данного документа, в котором предусматривается обязанность заявителя в целях получения государственной услуги предоставить документы, удостоверяющие регистрацию по месту жительства в Пятигорске. А в пункте 2. 9. 2 проекта Административного регламента говорится, что предоставление госуслуги будет возможным только при предоставлении всех необходимых документов в полном объеме.
Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» сказано, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации и других действий, идущих вразрез с положениями нормативных правовых актов о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Требование об обязательном приложении к заявлению документов, удостоверяющих регистрацию гражданина по месту жительства на территории Пятигорска, противоречит требованиям законодательства.
Установление обязанности, а не права заявителя по предоставлению дополнительных документов является коррупциогенным фактором (в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов), когда вместо реализации принадлежащего ему права на получение муниципальной услуги от гражданина требуют предоставления документов, не предусмотренных законом.

Более того, в соответствии с пунктом 2. 9. 2 проекта Административного регламента пятигорские чиновники оставили за собой право отказывать гражданам в предоставлении госуслуг в случае неполного объема документов, включив в перечень необходимых документов также и те, которые должны быть запрошены органом, предоставляющим государственную услугу, в рамках межведомственного взаимодействия. Таким образом, прокуратура пришла к выводу, что неопределенность данного основания для отказа в предоставлении государственной услуги является коррупциогенным фактором.

Аналогичные претензии предъявила прокуратура пятигорским управленцам в результате правовой экспертизы проекта постановления администрации города по предоставлению муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком в связи с отказом от права». Установлено, что в соответствии с законом орган местного самоуправления по запросам заявителей обязан предоставлять муниципальные услуги в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. Законодательством также установлено право заявителя на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии с установленными стандартами. В пункте 2. 4 проекта Административного регламента срок предоставления муниципальной услуги подразумевает возможность для граждан успеть обратиться в иные организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги. А в пункте 2. 4. 1 проекта регламента сказано, что муниципальная услуга о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения в связи с отказом от права может предоставляться в течение месяца с момента поступления заявления.
однако уже в следующем пункте 2. 4. 2 проекта Административного регламента написано, что срок выдачи (направления) документов составляет 3 дня со дня вступления в силу постановления администрации города Пятигорска о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения в связи с отказом либо об отказе в прекращении права. Но в случае утверждения главой города и вступления в силу правового акта на 29 или 30 день срока рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги будет противоречить положениям пунктом 2. 4. 1 проекта регламента и приведет к нарушению требований статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации.

Еще пример непрофессионального подхода пятигорских чиновников к составлению важных документов, о котором также указано на официальном сайте прокуратуры Пятигорска. Правовая экспертиза была проведена в отношении проекта постановления администрации о предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка и предоставление в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска, без проведения торгов». Как установила проверка, в пункте 2. 4. 3 проекта чиновники предложили сделать основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Однако в статье 39. 15 Земельного кодекса Российской Федерации говорится, что если в день поступления заявления о предварительном согласовании вопроса предоставления земельного участка на рассмотрении в уполномоченном органе уже находилось ранее представленная другим лицом схема расположения земельного участка, а местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган вправе приостановить срок рассмотрения более позднего заявления пока не будет принято решение об утверждении представленной ранее схемы или до принятия решения об отказе в ее утверждении. Но в пункт 2. 4. 3 проекта регламента указанное основание для приостановления муниципальной услуги не предусмотрено. И это может вызвать затруднения в ходе правоприменительной практики. Кроме того, в разделе III проекта Административного регламента порядок и сроки осуществления процедуры приостановления муниципальной услуги, направления уведомления заявителю, порядок и основания возобновления процедуры не установлены.

В итоге в связи с выявленными серьезными недостатками в разработанных местными управленцами проектами важных для горожан документов прокуратурой Пятигорска в администрацию города направлено заключение с требованием устранить недочеты, чтобы утвердить нормативный правовой акт – Административный регламент по предоставлению госуслуг. Под силу ли будет такое сложное задание пятигорским чиновникам? Создается впечатление, что работают они спустя рукава, непрофессионально, не переживая за качество своей работы, допуская грубые ошибки, которые потом вынуждена выявлять прокуратура. Ведь чиновники состоят на государственной службе и служат они простым гражданам. А в результате недочетов в их работе люди страдают, выстаивая очереди в длинных душных коридорах, выслушивая претензии исполнительных лиц в юридической неподкованности, теряя драгоценное время из-за бюрократической волокиты. Все было бы гораздо проще, если бы в органах местного самоуправления работали компетентные специалисты, грамотные, ответственные работники, для которых создаваемые ими же правовые документы были бы не темным, дремучим лесом, а качественным продуктом их труда. Ведь законы должны работать каждый день и час, упрощая и делая жизнь граждан комфортной.

Нина БЕЛОВА