​Ошибки в нанесении границ – лазейки для махинаций с землей


Проведена общественная экспертиза границ зон санитарной (горно-санитарной) охраны Пятигорска, Железноводска и Ессентуков, имеющихся в государственном кадастре недвижимости, на соответствие постановлению совмина РСФСР 9 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». В результате исследования в госкадастре недвижимости обнаружены кадастровые и технические ошибки.

Как известно, сведения о границах первой, второй и третьей зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны региона Кавминвод были внесены в госкадастр недвижимости в соответствии с постановлением совмина РСФСР № 300. Однако в филиале «Федеральной кадастровой палаты» Росреестра по Ставропольскому краю сообщили, что сведения, внесенные в документ, «имеют несоответствия с описательной частью Постановления № 300 по количеству точек и конфигурации объекта, поскольку данные сведения внесены картометрическим способом и требуют уточнения», хотя в этом вопросе требуется высокая точность. Давние споры по этому вопросу лишь подтверждают необходимость проведения серьезной ревизии недр региона, а с учетом полученных данных, возможно, и обновления законодательства.

Для осуществления общественной экспертизы специалисты опирались на материалы «Проекта округа и зон санитарной охраны курортов КМВ» (ВЦСПС и Министерство здравоохранения СССР, 1984 год), постановление совмина РСФСР «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае», публичную кадастровую карту Росреестра maps. rosreestr. ru по состоянию на оды. Экспертиза проведена с помощью компьютерных программ AutoCAD и Photoshop.

Постановление № 300 содержит текстовое описание границ зон – по азимутам и расстояниям между поворотными точками, а в соответствии с ним можно построить границы зон, однако привязать их к конкретной местности невозможно. Еще в 1984 году был разработан Проект округа и зон с картографическим материалом по границам зон, собрана информация по обоснованию и описанию этих границ. В случае спорных вопросов карты Проекта могут сыграть важную роль, так как позволяют достаточно точно определить местоположение части точек на местности. Остальную часть точек, местоположение на местности которых определить невозможно, следует выявлять на основе данных Постановления № 300.

Итак, исследованием было установлено 77 точек (границы которых не смыкаются – и такое часто встречается в рассматриваемом документе) и площадь второй зоны Пятигорска – 6 065 га или 60, 65 кв. км. Установлено также, что границы второй зоны санитарной охраны Пятигорска между собой имеют расхождения. Если в большинстве случаев неточности можно списать на погрешности бумажного носителя, когда приходилось рисовалось вручную, то в некоторых случаях расхождения выявлены весьма существенные. Например, вызвали сомнения данные о расстояниях и углах поворота для участков: II11-II12, II17-II18. Начиная с точки II27, где границы начинают расходиться все больше и больше, поэтому с точки II39 несовпадение между точками составляет уже около 500 метров.

Таким образом, границы второй зоны, согласно Постановлению № 300, не совпадают с границами, обозначенными в карте Проекта, в силу естественных для того времени особенностей определения расстояний. Это сейчас при помощи системы GPS можно установить и местоположение и расстояние между точками на местности с точностью до 1 см. Причем, неоднократные ответы кадастровой палаты и прокуратуры говорят о том, что сведения о границах зон были внесены картометрическим способом. И в кадастре действительно имеются сведения, достаточно точно совпадающие с границами, указанные в Постановлении № 300. Однако данные документа, как было установлено ранее, разнятся с теми, что зафиксированы на карте Проекта. Поэтому исследователи пришли к выводу о том, что кадастровой палатой изначально был выбран источник сведений о зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны, который не содержит привязки к местности.

Также способом сравнения установлено, что сведения о границах второй зоны санитарной (горно-санитарной) охраны Пятигорска в госкадастре недвижимости существенно отличаются от границ, определенных в Проекте 1984 года. Поворот изображения с картой 1984 года, или ее растяжение по горизонтали или вертикали не привели к более полному совпадению границ. Поэтому вывод пришел такой: в ГКН граница второй зоны Пятигорска картометрическим способом не вносилась.

Аналогичная общественная экспертиза была проведена и в отношении курортного Железноводска, и это позволило установить, что сведения о границе второй зоны санитарной (горно-санитарной) охраны города-курорта в госкадастре недвижимости на некоторых участках также недостоверны. Эксперты-общественники считают, что в кадастровом учете из участка № 1 второй зоны с северо-восточной стороны полностью выпала гора Змейка (Минераловодский район) – 780 га, с южной стороны границ выпал южный склон Бештау (в Пятигорске) – 468 га, выпал также лесной массив между горами Бештау и Машук (в Пятигорске) – 152 га. Таким образом, общая площадь территорий, не включенных в ГКН во вторую зону, составила 1788 га.

Проведена экспертиза и в отношении участка № 3 первой санитарной зоны Ессентуков (скважины № 34, 34-бис), который находится по улице Октябрьской, 253-а. В итоге установлено, что местоположение зоны по ГКН смещено на северо-восток на 40 метров. При этом, количество поворотных точек и форма зоны правильные. Но в ГКН граница участка № 3 первой зоны Ессентуков не соответствует Проекту округа и зон 1984 года.

Участок № 6 первой зоны санитарной охраны Ессентуков (скважины № 17, 17-бис) находится по улице Луначарского, 84. Исследователями установлено, что местоположение зоны по ГКН повернуто по часовой стрелке на 25 градусов. При этом количество поворотных точек и форма зоны правильные. Но в ГКН граница участка № 6 первой зоны Ессентуков не соответствует Проекту округа и зон 1984 года. Возможно, орган кадастрового учета при внесении указанной зоны в ГКН не взял во внимание тот факт, что План из Проекта округа и зон 1984 года содержит нестандартное расположение сторон света (об этом говорит отметка, сделанная в Плане карандашом).

Закон о кадастре предусматривает два вида ошибок, которые могут содержаться в сведениях госкадастра недвижимости, – технические и кадастровые. И для исправления временных сведений о зонах необходимо срочное устранение технической ошибки в ГКН, а для установления реальных границ зон необходим вынос всех точек на местность по материалам Проекта округа и зон 1984 года, снятие координат в системе GPS с каждой вынесенной точки, утверждение перечня полученных координат постановлением Правительства РФ, внесение указанных координат в ГКН, считают участники общественной экспертизы.

Беда в том, что вот такие огрехи в важных для курортного региона Кавминвод документах способны повлиять самым негативным образом на его дальнейшую судьбу, они становятся предметом долгих судебных споров и разногласий между различными госструктурами – прокуратурой, кадастровой палатой, Росреестром, Росимуществом, Минэкономразвития, Минздравом и прочими, которые предпочитают либо вообще не замечать происходящее, либо спешат уйти от ответственности и принятия важных решений, ведь это явно дело не быстрое и опять же – ответственное. А это только на руку тем, кто стремится в создавшейся неразберихе урвать, продать подороже под застройку заветные земельные участки, выпавшие из кадастра. И только вопиющая ситуация с уникальными лечебными ресурсами курортов кричит: спасите Кавминводы!

Подготовила Нина БЕЛОВА