​Необычный театр


В Ставропольском музее изобразительных искусств состоялся спектакль, посвященный 1000-летию со дня преставления князя Владимира – крестителя Руси. Спектакль ставит народный домашний театр-студия «Оптимисты» из Грачевского района. Мероприятие организовано при поддержке Министерства культуры Ставропольского края, Ставропольской и Невинномысской епархии совместно с музеем.

Театр-студия «Оптимисты», которую возглавляет заслуженный работник культуры РФ, член Союза театральных деятелей России Михаил Литвинов, работает вот уже 16 лет. Всего состоялось более тысячи спектаклей, которые пользуются успехом у зрителей. В качестве актеров порой выступают и сами жители села. Коллектив неоднократно представлял свои постановки в программах районных, краевых и межрегиональных фестивалей художественного творчества. Театр расположен на территории домовладения Михаила Литвинова, открыто даже студийное помещение, где расположены мини-сцена и зрительный зал. «Оптимисты» становились лауреатами всероссийских театральных фестивалей, были героями телесюжетов почти всех федеральных каналов. Идея создания театра возникла не совсем в стандартной ситуации. Руководитель детской драматической студии Ставропольского дворца эстетического воспитания школьников Михаил Литвинов создал театр у себя дома, в селе Старомарьевка, когда тяжело заболел: его стали подводить ноги, а жить без сцены он не мог. Тогда и появился в одной из комнат театральный занавес, а в дом зачастили местные школьники, молодые учителя, да и кое-кто из ставропольских бывших студийцев приезжал на репетиции. Сегодня постановки Михаила Даниловича знают не только в России, но и за рубежом. «Необычность этого театра в том, что идет разговор со зрителем душа в душу, сердце в сердце, глаза в глаза, – говорит руководитель театра, заслуженный работник культуры России Михаил Литвинов. – И актер не может обмануть зрителя, и зритель не может солгать актеру. Зритель может принимать участие непосредственно в спектакле, как и актер, может выходить в зал, к зрителю. То есть, идет полный контакт со зрителем. Это особенность моего театра».

Для спектакля в Музее изобразительных искусств М. Литвинов выбрал «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Это одно из самых ранних (1037-1050 годы) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Илларион – первый митрополит из русских, из священников, поставленный в 1051 году на киевскую митрополию. Для моноспектакля в Музее изобразительных искусств этот выбор произведения не случаен. Дело в том, что в нем впервые прозвучала тема равноправия народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь в отношении одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Илларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа.

Трехчастная композиция «Слова», подчеркнутая в названии, позволила органически развить основную тему – прославление Русской земли, ее «кагана» Владимира и князя Ярослава. Каждая часть следует из предшествующей, переходя от общего к частному, от общих вопросов мироздания – к частным его проявлениям. Основной пафос «Слова» – в систематизации фактов вселенской истории в духе средневековой схематизации. Первая часть произведения касается одного исторического вопроса – взаимоотношение двух заветов: Ветхого и Нового. Время Ветхого завета символизирует образ рабыни Агари, время Нового завета – свободной Сарры. Особенное значение в этом противопоставлении Нового завета Ветхому Илларион придает моменту национальному. Илларион приводит многочисленные доказательства того, что время замкнутости религии в одном народе прошло, что наступило время свободного приобщения к христианству всех народов без исключения; все народы равны в своем общении с Богом. Всемирная история представляется Иллариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский. Излагая эту идею, Илларион подчеркивает, что для новой веры потребны новые люди.

Во второй части «Слова» Илларион сужает свою тему, и переходит к описанию распространения христианства по Русской земле. Он верит, что русскому народу принадлежит будущее, принадлежит великая историческая миссия.

Органическим переходом от второй части к третьей служит изложение средневековой богословской идеи, что каждая из стран мира имела своим просветителем одного из апостолов. Подчеркивая, что крещение Руси было личным делом одного только князя Владимира, в котором соединилось «благоверие с властью», Илларион полемизирует с точкой зрения греков, приписывавших себе инициативу крещения «варварского» народа. Патриотический пафос третьей части достигает сильнейшей степени напряжения, когда, пространно описав просветительство Владимира, новую Русь и «славный град» Киев, Илларион обращается к Владимиру с призывом, почти заклинанием, восстать из гроба и посмотреть на плоды своего подвига.

Итак, истинная цель «Слова» Иллариона не в догматико-богословском противопоставлении Ветхого и Нового заветов. Здесь, в «Слове» – широкий универсализм. История Руси и ее крещение изображены Илларионом как логическое следствие развития мировых событий, а патриотическая мысль автора отнюдь не отличается национальной ограниченностью.

Конечно, неподготовленному зрителю было бы трудно слушать этот моноспектакль, но в музее собрались люди, вполне представляющие суть произведения. К тому же монолог сопровождался слайдами, кадрами из документальных фильмов и замечательной музыкой Баха, Моцарта. Словом, успех спектакля был обеспечен.