​Кавказ глазами художников


В Ставропольском «Институте дружбы народов Кавказа» открылась выставка «Путешествие по Кавказу». Это одно из мероприятий проекта по организации передвижных выставок на предприятиях, учебных заведениях края, который успешно реализует Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

Выставка располагается в новом, хорошо оборудованном помещении института. В экспозиции собраны работы всех направлений изобразительного искусства из музейных коллекций и архивов, начиная с XIX века и до наших дней. Представленные полотна собирались на протяжении многих лет, не удивительно, что многим экспонатам могут позавидовать даже галереи Москвы и Санкт-Петербурга. Кстати, подобные выставки уже проводились музеем изобразительных искусств, и всегда им сопутствовал успех, поддерживаемый интересом со стороны жителей края. На картинах ставропольских художников М. Толстикова, В. Чемсо, В. Арзуманова, К. Казанчана, Л. Попандопуло А. Авакимяна, Х. Чомаева, Б. Пекалова, В. Поленова, А. Сундукова, И. Шаулова словно оживают ландшафты и пейзажи Кавказа, бытовые сцены и занятия горцев, портреты людей, натюрморты. Философскими размышлениями наполнены картины художников Г. Авсаджанова и М. Шабанова.

«Каждая передвижная выставка позволяет нам, ставропольцам, показывать широкие возможности изобразительного искусства. «Путешествие по Кавказу» открывает молодым людям, студентам вуза, не только красоту пейзажей - рек, лесов и гор, но и удивительные лица земляков, помогает формированию образа Кавказа как региона, в котором исторически в дружбе и взаимодействии сосуществуют около ста народов и национальностей, – сказала директор музея Зоя Белая на презентации выставки. – Мы намерены и далее продолжать реализацию проекта, апробированного в ряде студенческих аудиторий и зарекомендовавшего себя с самой положительной стороны».

Несомненно, такие экспозиции выводят изобразительное искусство за пределы музейных залов, знакомят с историей и традициями кавказских народов, кроме того, безусловно, свидетельствуют о том, какого уровня живопись хранится в богатейшем фонде музея - крупном культурном центре Ставрополья и всего Северного Кавказа. Усилиями музейщиков, таким образом, привлекают не только любителей живописи со стажем, но и молодежь. Цель организации выставки еще и в том, чтобы вновь напомнить о единении наших народов, ведь культура сближает, позволяет глубже проникнуть в национальный характер того или иного народа, ощутить родство и сходные черты друг друга. Ведь истинное искусство наднационально. Объединяет работы не только общая история, радости и беды, пережитые совместно на протяжении веков, но и ставшие уже общими многие традиции. Самих же мастеров сближает академическая школа. Как тут не вспомнить слова замечательного пейзажиста Павла Гречишкина, сказанные в одном из интервью, что ему легче всего работалось именно на Северном Кавказе: это единственное на земле место, где его никто не может обидеть. И хотя в последние десятилетия Кавказ много чего пережил и повидал, работы, представленные на выставке, восхищают могучей, разнообразной природой, красками, удивительно колоритными лицами и характерами, а главное, тем, что в них отражаются чувства, понятные человеку любой национальности и профессии.

В связи с этим нельзя не вспомнить о тех русских художниках, которые открыли Кавказ в изобразительном искусстве. Начиная со времен Лермонтова, природа Кавказа притягивала и заставляла их возвращаться в эти места. Экзотика и обаяние Кавказа были настолько велики, что даже художники-дилетанты не могли отказаться от того, чтобы в меру своих способностей не запечатлеть виды природы, портреты горцев и батальные сцены. Одним из таких романтиков был замечательный художник князь Григорий Гагарин, он-то и был фактически первооткрывателем Кавказа в русской живописи. Г. Гагарин оставил потомкам бесценный альбом литографий «Костюмы Кавказа», а также множество рисунков и акварелей. Автор картин о Кавказской войне Ф. Рубо показал общечеловеческую трагедию, всю нелепость войн и несокрушимость духа людей. Известны также работы, посвященные Кавказу, В. Верещагина, И. Айвазовского и А. Куинджи. Впоследствии и художники Серебряного века также пленились Кавказом, среди них был Евгений Лансере, унаследовавший интерес к этому краю от своего отца скульптора, который неоднократно бывал на Кавказе, создал много композиций с изображением кабардинцев, грузин, черкесов. Среди русских художников, имена которых связаны с Кавказом, особое место занимает передвижник Н. Ярошенко. Проделанная за два десятилетия работа над натурными этюдами дала такое разнообразие пейзажей, посвященных горным ландшафтам, которого до Ярошенко не знало русское искусство. Можно сказать, что они заложили те традиции в изображении Кавказа, которые продолжают уже российские современные художники. В этом легко убедиться, посетив выставку «Путешествие по Кавказу».

Ирина Морозова