​Кавказ должен стать житницей, здравницей и кузницей позитива


Одним из главных почетных гостей Всекавказского молодежного форума «Машук-2014» стал полномочный представитель президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов. 8 августа он провел на площадке форума встречу с молодыми активистами СКФО.


Беседа, продлившаяся около полутора часа, была посвящена темам патриотизма и общественной консолидации, развития системы образования, вовлечения молодежи в созидательные инициативы федерального масштаба. Полпред напомнил собравшимся о символизме даты 8 августа – ровно шесть лет назад произошли известные события в Южной Осетии. «Именно тогда наша страна заявила о своем возвращении на мировую политическую арену в качестве основного игрока», – резюмировал С. Меликов. Миротворческая операция 2008 года, как и произошедшее нынешней весной воссоединение Крыма с Россией, вызвали заметные волны патриотизма, послужили стратегическому сплочению общества. По мнению Сергея Меликова, этот процесс должен быть поддержан и продолжен, особенно в молодежной среде. Только при системном содействии со стороны государства можно воплотить нынешний настрой молодых людей в созидательные инициативы, полезные обществу. Инструментом такой работы должен стать форум «Машук», который теперь предложено перевести на круглогодичный режим работы, а также изменить приоритеты конкурса грантов с индивидуальных проектов на коллективные. В рамках встречи состоялась интересная беседа, во время которой полпред ответил на интересующие участников форума вопросы.

– Что планируется сделать для повышения статуса учителя и преподавателя

в нашей стране?

– Давно назрела необходимость повышать статус педагога, учителя, воспитателя. Сегодня этот вопрос особенно актуален. Давайте вспомним итоги ЕГЭ, прошедшего в этом году. Все знают, что контроль проведения экзамена был ужесточен, чтобы не допустить проникновения в образовательную сферу личных незаконных комбинаций. В результате на треть была снижена планка оценочных показателей по математике и русскому языку. Это говорит о том, что качество преподавания, обучения и качество полученных знаний выпускников средних школ упало по основным предметам на треть и даже наполовину. Хотел бы сказать, что в вопросе знания русского языка речь не идет о каком-то из субъектов СКФО. Знание этого предмета важно для всего нашего округа. На сегодняшний день эта проблема повсеместна, в том числе и для центральных регионов России. Поэтому на самом высоком государственном уровне сделаны выводы, отданы соответствующие организационные указания, в выполнении которых приоритетную роль играет повышение престижа учительской профессии. Сегодня требования к учителям повышаются, так как каждый педагог должен быть еще и воспитателем, носителем гражданской и государственной идеи.

– Какие направления являются приоритетными в этой сфере?

– Конкретные направления вырабатываются и должны быть подкреплены материально. Но говорить только лозунгами с теми, у кого заработная плата сегодня ниже, чем по стране, было бы несправедливо. Большую роль в образовании играют те специалисты, которые являются фанатами своей работы. К сожалению, все меньше молодых учителей, которые готовы выезжать в сельские школы. С другой стороны, очень низким является качество подготовки педагогов и учителей, обучающих старшеклассников перед поступлением в вузы. Это приводит к тому, что из высших учебных заведений выходят неквалифицированные специалисты. Сегодня престиж профессии определяет возможность трудоустройства. А многие вынуждены работать по другим профилям. И это зависит в большой мере от количества средних школ. Требуется строительство новых, так как еще существуют школы с трехсменным обучением. Это влечет за собой пересмотр определенных экономических программ и перераспределение денежных ресурсов. То есть это проблема не одного дня. Поэтому для трудоустройства учителей необходимо создавать определенную материальную базу в виде тех учебных заведений, в которых они смогут преподавать. Важен подъем социального статуса учителя путем повышения оплаты труда (имеется в виду почасовая оплата труда, в том числе и в вузах), обеспечение условий труда для проведения классной и внеклассной работы. В соответствии с данными направлениями с 1 сентября будет проведен ряд масштабных мероприятий, которые смогут повысить результаты ЕГЭ уже в следующем учебном году.

– Уже создано и функционирует министерство молодежной политики в Республике Дагестан. Возможно ли создание аналогичных министерств во всех субъек-тах СКФО?

– Сейчас работа с молодежью по всем направлениям требует самого пристального внимания. И это понимают на всех уровнях власти и делают. Но самой молодежи не хватает инициативы. Чтобы проводить планомерную молодежную политику, необходимо вначале определять цели, потом задачи, решением которых идти к этой цели, затем –

структуру исполнительных органов. Если есть желание по реализации идей, озвучьте – вопрос будет рассмотрен совместно с губернатором края. Кстати, в отличие от Дагестана, не во всех субъектах СКФО сегодня эти задачи могут провозгласить, либо они являются нереальными, либо продуманы они не компетентно. В Дагестане поставлена конкретная цель – противодействовать идеологии экстремизма и терроризма, а также сепаратизма и национализма. К сожалению, для этой республики эта проблема остается актуальной. В Дагестане пока еще стреляют. И молодежь вовлекают в эти процессы, но оттуда нет обратной дороги. Если не бороться с этой проблемой, потом именно мы будет виноваты в том, что произойдет. И молодежь будет права, если спросит нас: а почему вы допустили такую ситуацию, а не создали нам условия для динамичного развития? Вот эта задача стоит перед министерством в Дагестане. Проблемы, существующие сегодня на Ставрополье, ничуть не меньше, хотя немного в другом масштабе и направлении. Ставропольцам мы тоже задание дали, и они над ним думают.

– Многие молодые из Карачаево-Черкесской Республики стремятся получить исламское образование за границей. Не грозит ли им по возвращении преследование со стороны силовых структур?

– Все зависит от того, о каком именно образовании идет речь, и смотря в какой сфере это образование будет реализовано. В мире и в стране существует много религиозных организаций разных конфессий, однако нормами Международного права они признаны экстремистскими. И такие организации действуют, в том числе, на территории Северного Кавказа, из них выходят настоящие экстремисты. Если человек с таким образованием будет заниматься научной, религиозной деятельностью, изучать историю религии, служить религиозный культ (имеется в виду любая церковь) и не будет нарушать соответствующие законы, не будет проповедовать радикализм и приносить вред обществу, если ничто в его поведении не будет идти в разрез с Конституцией РФ, никакое преследование ему не грозит. Но, к сожалению, мы имеем и другие примеры, когда люди преднамеренно едут за таким образованием, их обучение финансируют «западные спонсоры». А потом они возвращаются обратно, внедряются в религиозную, государственную, общественную среду именно для того, чтобы вести деструктивную деятельность, направленную на развал государства. Это неприемлемо. Ведь Кавказ – это житница, здравница, кузница и прочее. Регион уже не тот, каким был в начале 90-х годов, когда шел передел собственности на самом негативном уровне. Сегодня Кавказ по своей привлекательности не уступает Крыму, Черноморскому побережью Краснодарского края, Дальнему Востоку. И в этом наш позитив, в этом должны быть наши приоритеты, а не в том, что мы представляем какую-то опасность для других. Сегодня есть объединяющее всех нас понятие – российские граждане, патриоты России, и мы должны быть едины. Ничего плохого нет ни в одной религии, ни одна религия не проповедует зло, насилие, межнациональные конфликты. Но все религии призывают к терпимости, дружбе, взаимопониманию в гражданском обществе. Если служители церкви правильно проповедуют религию, призывают людей к миру и дружбе, а не к кровопролитию, честь и хвала такому религиозному деятелю, с каким бы образованием он ни был. В противном случае ему вообще не стоит сюда возвращаться.