​Художник двухмерного пространства


В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств проходит персональная выставка художницы Виктории Аксировой «60 – между вчера и завтра».

Это юбилейная экспозиция члена Союза художников России и Творческого Союза художников Кабардино-Балкарии (ТСХР), Международного художественного фонда, IFA, обладателя серебряной медали ТСХР за вклад в отечественную культуру уроженки Ставрополя В. Аксировой, ныне проживающей в Нальчике. На выставке представлено 33 ее полотна.

Она художник-прикладник, по окончании художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского педагогического института работала художником-оформителем, с 1987 года стала преподавать в педагогическом колледже Кабардино-Балкарского университета имени X. Бербекова, а с 1990 года возглавляет там предметно-цикловую комиссию изобразительного искусства. Участник профессиональных художественных выставок республиканского, зонального, российского значения. Но персональная выставка у нее первая, хотя в Ставрополе она не раз показывала свои работы. С этим городом у нее многое связано: здесь она кончила художественное училище, здесь она росла в окружении музейщиков – коллег отца Льва Николаевича Бюлля, известного проектировщика музейных экспозиций и художника-реставратора, работавшего в Ставропольском историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве с 1954 года. В Нальчике она, став женой художника Михаила Аксирова, вошла в семью известных живописцев, связала судьбу с Кабардино-Балкарией. Но Ставрополь по-прежнему остается городом ее детства, где много друзей и коллег. Признаваясь в любви к родному городу, она говорит, что скучает по его ветрам, которых ей так не хватает в Нальчике, где «абсолютная тишина»... Творческие связи давно связывают Ставропольский краеведческий музей и семью Аксировых, там проходили выставки «Живопись Муаеда и Михаила Аксировых», «Живопись, похожая на джаз», «Семейный этюд», последняя была посвящена отцу художницы Л.Н. Бюллю, его 80-летию – на ней были представлены его живописные работы и графика, а также были показаны работы его дочери – гобелены. Много сделав для художественного образования в республике, она продолжала совершенствовать мастерство в жанре гобелена, художественного текстиля.

Но на ставропольской выставке В. Аксирова показала себя с новой стороны, не как мастер гобелена, хотя и эти работы тоже были в экспозиции, но как зрелый живописец. Коллеги, одноклассники и друзья художницы отметили в ее работах изысканность красок, глубину содержания. Были на открытии выставки и коллеги ее родителей, знавшие ее с детства – сотрудники краеведческого музея и Ботанического сада, где работала ее мать.

На презентации директор музея изобразительных искусств, заслуженный работник культуры РФ, почетный член Российской академии художеств Зоя Белая не могла не обратить внимание на совпадение дат – 60-летие художницы и 58-летие самого музея. Представляя творчество В. Аксировой, она отметила, что ее картины – это размышления о детстве и о взрослении, о сегодняшнем мире, общечеловеческих ценностях и о самом сокровенном, что есть в душе. Ей подвластен язык знаков и символов, язык живописи, на котором она передает актуальные темы. По словам самой художницы, ее вдохновляет природа, она считает, что только язык искусства, живописи может наиболее полно передать красоту природы и в то же время создать картину мира. Теплые слова сказали о юбилярше и Алла Макодзеба, представлявшая музей-заповедник Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, и художник-прикладник Э. Бахмацкая, и давний друг живописец Е. Кузнецов, который отметил сильные стороны живописных работ Аксировой – структурированность, обобщенность образов, проработанность фактуры, деталей, колорит. Также председатель Ставропольской городской Думы Г.С. Колягин отметил необычайную женственность полотен, их светлый настрой и эмоциональность, тематическое разнообразие.

А тематика действительно была многообразной: от евангельских, выполненных в примитивной манере – «Рождество», «Встреча», «Рафаил», до буддийских мотивов, которые отразились в сюжетах «Художник одержим рисунком», «Перемирие», «Искусство жить по Хокусаю», написанных под влиянием гравюр Кацусика Хокусая. И, надо сказать, христианский символический язык замечательно уживается в душе художницы с восточным, передается колоритом. На другое текстильное панно «Весна», выполненное в технике гобелена, обратила внимание сотрудник музея изобразительных искусств, искусствовед Ольга Бендюк, сказав, что оно наполнено сакральным смыслом, впрочем, как все виды прикладного искусства, в которых всегда много символов, архетипов и знаков, стилизованных, но передающих древнее знание. Не менее интересны пояснительные тексты к записям, они вносят дополнительный смысл в работы. Обратили на себя внимание и работы «На бабушкиной кровати», «День ангела», «В чудесном саду», которые передают воспоминания детства и мироощущения ребенка.

Для полноты картины нельзя не вспомнить, что династию Аксировых продолжает дочь Виктории – Тамара Аксирова. Она уже выставлялась в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Башкирии и даже в Испании. Интересно, что на ее выбор стать художником, по ее же признанию, сильно повлиял фильм о жене Э.Лимонова – Наталье Медведевой, она увлеклась творчеством неоэкспрессиониста Жана-Мишеля Баския... Так из переводчика французского языка она превратилась в живописца-экспрессиониста, а сформировал ее как художника Санкт-Петербург. Однако она не забывает о своих корнях и национальном искусстве. Темой одной из ее работ «Даханаго» стала одноименная пьеса ее двоюродного деда, известного кабардинского драматурга Залимхана Аксирова. Так переплелись европейская и кавказская культуры в этой младшей продолжательнице династии рода Аксировых.

Ирина МОРОЗОВА, фото автора