​Алла Демидова: «Личности сейчас не востребованы»


В этом году в Ессентуках прошел кинофестиваль «Хрустальный Источник», где было много настоящих легенд театрального искусства. Среди них – народная артистка России, лауреат Государственной премии России Алла Демидова.

– Я просто купалась в любви, восхищении, аплодисментах и радостных эмоциях зрителей. И сама была в восторге и от теплого приема, и от самого Ставропольского края. Я здесь в первый раз – и я в жизни не давала столько автографов, сколько в этом году, идя по Красной дорожке, – рассказала Алла Сергеевна. – Это такой красивый, щедрый, богатый край, эти синие горы, эти желтые поля подсолнухов – все здесь прекрасно!

Еще одним не менее прекрасным и значимым моментом для народной артистки России стало вручение ей на фестивале «Хрустальный Источник» премии «За высокое служение искусству». Перед одним из конкурсных показов кинофестиваля Алла Демидова ответила на вопросы корреспондента «Бизнес КМВ».

– Алла Сергеевна, расскажите, не скучно ли вам жить в наше сумасшедшее время?

– Дело в том, что у меня ничего не изменилось – как работала, так и работаю. Вот что происходит сейчас: снялась у Рустама Хамдамова в картине «Мешок без дна». Рустам – мой друг. Этот фильм не видел никто, кроме зрителей фестивалей и профессионалов. Что касается театра, то я работаю в Москве в театре у Кирилла Серебренникова. Делаем спектакль по произведениям Анны Ахматовой «Поэма без героя». Каждый месяц играю по два спектакля как минимум. Еще работаю с Анатолием Васильевым, знаменитым режиссером. Лет 15 его не было в России, он делал спектакли в Европе, в прошлом году поставил со мной «Старик и море». Спектакль этот очень дорогой и трудоемкий: только чтобы только поставить декорации, нужно четыре дня. Постановка идет два часа. Играем мы его не часто, сейчас нас пригласил на гастроли в Петербургский БДТ – в январе поедем. В Москве я выступаю с творческими вечерами, в основном в зале имени Чайковского, сейчас это «От Пушкина до Бродского». В будущем году у меня выйдет полное собрание сочинений: это шесть книг и альбом. Альбом фотографий из ролей и фотографии с концертов и творческих вечеров.

– Каким вы видите современный театр?

– Театр – зеркало жизни, и он первым откликается, на какие-то изменения в жизни. Развитие театра идет волнообразно, почти 20-летними циклами. В 60-е годы был такой взрыв и театра, и живописи, и кино в России, это потому что после войны – постепенное успокоение и потом взрыв искусства. Затем идут пик и спад, спад у нас совпал с Перестройкой. И театр сейчас ищет новые пути развития. Но для прорыва нужны большие актеры, а их сейчас нет. Личности сейчас не востребованы. Хочу сказать, что актер проявляется больше всего после 40 лет. Взял ли он что-то от жизни, чтобы поделиться со зрителями.

– Чтобы еще хотелось сыграть, в каких жанрах еще хотелось поработать?

– О роли можно мечтать долго, но главное для актера – это хороший режиссер, тот, с кем ты работаешь. В театре обязательно нужен хороший режиссер. Я всегда выбирала режиссеров, с которыми мне было интересно. Вот крайний раз мне было очень интересно работать с Кирой Муратовой.

– Алла Сергеевна, какой спектакль, в котором вы играли, вам особенно дорог и почему?

– «Вишневый сад», который поставил Анатолий Эфрос. Приятно актеру, когда он играет в классической постановке, но совершенно не то, что бы ставилось раньше. Этот спектакль был любим всеми, я играла Раневскую, такую необычную, чуть ли не в корсете. Чехов писал «Вишневый сад», лежа на узкой ялтинской кровати – вставать было уже трудно. Осенью в очередном письме в Москву рассказывал о весенней белизне – белом саде и женщинах в белом. И тут же добавлял: «За окном идет снег». Возможно, вся пьеса родилась в его сознании как ослепительная вспышка белизны, последняя перед вечностью. У Эфроса «Вишневый сад» олицетворял умиравшую на глазах зрителя прекрасную культуру. Весь спектакль воспринимался как прощание с ней. И эту свою работу я очень люблю.

– Удалось ли посмотреть что-нибудь на Кавказских Минеральных Водах?

– Да, здесь чудесные места, очень добродушные люди, я объездила весь мир, но здесь никогда не была. Надеюсь еще не раз вернуться к вам.

Элла Давыдова